Педагогическая мастерская | МБДОУ Детский Сад № 19

Педагогическая мастерская

Отчет о работе педагогической мастерской МКДОУ детского сада №19 «Малыш» по изучению проблемы «Партнерство детей и взрослых».

     Творческая группа педагогов ДОУ работает по изучению проблемы «Партнёрство детей и взрослых» с 2013 года. Цели и задачи творческой мастерской: совершенствовать систему воспитательно-образовательного процесса через стимулирование развития творческого инициативного подхода воспитателей к проблеме партнёрства детей взрослых; создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала детей, воспитания дружественных чувств, формирования ценностных установок личности ребенка, жизненных приоритетов, направленных на интерес ребенка создавать что-то новое в партнёрстве со взрослым; расширять просветительскую работу с родителями.

Состав участников педагогической мастерской:

Руководители:

Заведующий — Пономарева Галина Васильевна.

Члены творческой мастерской:

— Ситникова Ирина Витальевна;

— Бондарь Екатерина Николаевна;

— Сидоренко Ирина Юрьевна;

— Агабабян Анна Славиковна;

-Агабабян Ирина Мгеровна;

-Евангулова Ксения Евгеньевна;

-Кривенко Анна Дмитриевна.

Поставлены задачи:

  1. Совершенствовать систему воспитательно-образовательного процесса через стимулирование развития творческого инициативного подхода воспитателей к проблеме партнерства детей и взрослых ;
  2. Создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала детей, воспитание дружественных чувств, формирование ценностных установок личности ребенка, жизненных приоритетов, направленных на интерес ребенка создавать что-то новое в партнерстве со взрослыми;
  3. Расширять просветительскую работу с родителями.

    Для решения поставленных задач были проведены следующие мероприятия:

     1.1. Консультация для педагогов «Организация совместных экскурсий по городу».                                                                                                                                                                                    10 сентября 2014 года, старший воспитатель Ситникова Ирина Витальевна на первом заседании педагогической мастерской, провела консультацию для педагогов ДОУ «Организация совместных экскурсий по городу».                                                                                                                                                                Говоря  о сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей воспитанников, мы рассматриваем качественно более высокий уровень совместных действий, когда участие в общем деле основано на осознании единых целей, доверительном отношении, общении с равных позиций, где ни одна из сторон не обладает привилегией оценивать, контролировать, указывать, а также на стремлении к взаимопониманию.                                                                                                                                                                   Такой подход предполагает, прежде всего учет того, что современные родители в большинстве своем достаточно грамотные люди, имеющие доступ к разнообразной информации о воспитании в сети Интернет, периодической печати, научно-популярной литературе. И, тем не менее, именно педагог дошкольного учреждения может и должен служить не только ведущим источником информации о развитии ребенка, но и внимательным компетентным партнером в деле воспитания.                                 Любая сторона воспитания в дошкольном учреждении невозможна без участия родителей. Приоритетной задачей, стоящей перед членами творческой мастерской, стало «Партнерство детей и взрослых». Обсуждение этой проблемы привело к организации совместной экскурсии по городу.   Объективно у родителей гораздо больше возможностей вывозить своих чад, но зачастую они не могут этого сделать в силу своей занятости, некоторые просто не понимают значимость таких прогулок. Предложенная экскурсия была рассчитана на расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста, приобщение к миру культуры, развитие творческих и эмоциональных способностей дошкольников через приобщение к ценностям национальной культуры. Конечно же, еще одна из важных задач- это сблизить семью и детский сад, ведь всестороннее и гармоничное развитие детей невозможно без активного участия родителей в жизни детского сада.

    1.2. Пешеходная экскурсия «Лермонтовский Пятигорск».                                                                      15 октября  2014 года, исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Именно этой дате педагоги детского сада посвятили пешеходную экскурсию «Лермонтовский Пятигорск», которая состоялась 17 октября 2014 года.                                             Воспитателями старшей и подготовительной к школе групп была проведена предварительная подготовка детей к прогулке по «Лермонтовским местам». Педагоги провели тематические занятия и беседы по ознакомлению детей с основными этапами жизни и творчества М.Ю. Лермонтова,  рассматривание иллюстраций и фотографий «Тарханы», «Кавказ», чтение и заучивание наизусть стихотворений «Тучи», «Белеет парус…», «Утес», «Осень», отрывка из стихотворения «Бородино».        Родители были заранее поставлены в известность о маршруте экскурсии и цели мероприятия.      Прогулка по городу, а именно, по историческим местам — один из удачных способов дать возможность маленьким гражданам почувствовать себя не просто  жителями, а наследниками исторических ценностей города.                                                                                                                                                                         Ход экскурсии и беседы с ребятами были квалифицированно составлены с учётом возрастных особенностей и интеллектуальных возможностей детей. А главной целью было максимально-положительное, эмоциональное воздействие на воспитанников. Ведь, по словам К.Д.Ушинского «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен не характер отдельной мысли, не отдельного  решения, а всего содержания нашей души и её строя!» Педагоги Агабабян А.С., Агабабян И.М., Евангулова К.Е, Ситникова И.В., педагог-психолог Арустамян Р.А., замечательно справились с поставленной задачей! А ребята старшей и подготовительной групп надолго запомнят это удивительное путешествие по «Лермонтовскому Пятигорску».                                                                           Итогом экскурсии стал обобщённый фото- материал. Ребята  с огромным удовольствием  рассказали об экскурсии родителям и друзьям из младших групп, поделились впечатлениями с педагогами детского сада.

    1 2

                                     43

    6 7  5 8 9

    1.3. Поэтический вечер «Времен связующая нить».                                                                                           23 октября в ДОУ состоялся Поэтический вечер для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Времен связующая нить» посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова.                                         Целью мероприятия было: освоение поэтического наследия М.Ю. Лермонтова.;  развитие музыкальных и творческих способностей детей на поэтических произведениях М. Ю. Лермонтова, имеющих подлинную художественную ценность с помощью различных видов музыкальной и творческой деятельности; воспитание эмоционально – ценностного отношения к поэтическому искусству своего народа; воспитание у детей интереса к творческому процессу. Бесценным богатством является наше русское литературное наследие. По словам В. Корнилова, «…в русской поэзии запечатлен не только наш язык, но и наша история, наша культура, особенность и неповторимость России». Результатом данного мероприятия является то, что воспитание детей в семье обогащается звучанием полюбившихся детям и взрослым произведений классической поэзии, являющихся ценностями мировой культуры, несущих добро и красоту.

       10 11

    12 13 14 15   16 17

    2.1. Круглый стол «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов».                                                                                                                                                                           3 декабря 2014 года  воспитатели второй младшей группы Сидоренко Ирина Юрьевна и Бондарь Екатерина Николаевна подготовили и провели Круглый стол с педагогами ДОУ «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов». Они рассказали, что метод проектов предоставляет педагогу возможность успешного включения родителей в жизнь их детей в детском саду. О том, как использовать проектный метод в воспитательно-образовательной работе, а также выбирать тематику проектов. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его развитие. Сегодня речь уже не идет просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях дошкольника. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. На сегодняшний день метод проектов получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.                                                                     Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Темы проектов в основном рождаются именно из интересов детей. Так за круглым столом воспитатели второй младшей  и средней групп представили план проекта для детей второй младшей и средней групп «Наш любимый детский праздник». Для этого проекта был выбран метод групповой деятельности. Именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду.

    2.2. Познавательный, практико-ориентированный проект для детей    второй младшей и средней групп «Наш любимый детский праздник» (ноябрь-декабрь 2014 г.).                                                                                                                                                                                Новый год – особенный праздник, который любят и с нетерпением ждут дети и взрослые. Как известно, традицию отмечать этот праздник с елками и подарками ввел в 1699 г. царь Петр I.                         Подготовку к  Новому году, как правило, начинают заранее. В каждой семье есть особые традиции его празднования. Свои новогодние традиции сложились и во многих образовательных организациях. Между тем, несмотря на всеобщее веселье в ходе новогодних утренников, дети младшего дошкольного возраста часто пугаются Деда Мороза, и праздник превращается в испытание. Происходит это из-за возрастных особенностей  воспитанников, несформированного у них социального опыта празднования Нового года. Кроме того, педагоги зачастую не уделяют должного внимания продумыванию всех деталей проведения праздника в данных возрастных группа.                                                                               Для того чтобы новогодний утренник запомнился малышам, вызвал положительный эмоциональный отклик в их душе, прошел ярко, был насыщен интересными мероприятиями и видами деятельности, свойственными  для детей младшего возраста, воспитатели второй младшей и средней групп разработали познавательный, практико-ориентированный проект «Наш любимый детский праздник». Целью проекта стало формирование  у детей представлений о новогоднем празднике, традициях его празднования. Участниками проекта, реализация которого заняла два месяца (ноябрь-декабрь 2014 г.), стали воспитатели второй младшей группы (Бондарь Е.Н., Сидоренко И.Ю.), воспитатели средней группы  (Серебрянова С.Г., Давыдова М.А.), воспитанники второй младшей и средней групп, их родители, музыкальный руководитель (Шматко Е.Д.).  Работа над проектом велась в соответствии с разработанным планом, предусматривающим организацию разных видов детской деятельности, в т.ч. совместной с педагогами и родителями.                                                                                                                                                                                В процессе бесед, сюжетно-ролевых, дидактических игр, воспитанники знакомились с праздником Новый год, в совместной продуктивной деятельности изготавливали елочные игрушки, поделку на новогодюю тематику. Полученные дошкольниками новые знания закреплялись с детьми в режимных моментах. По результатам проделанной работы в музыкальном зале была оформлена выставка новогодних елочек, украшением которых стали игрушки из соленого теста, бумажные, шары, колокольчики, а в раздевальных комнатах групп- выставка детских работ. В создании коллекции новогодних открыток активное участие принимали родители воспитанников. Разработанные воспитателями конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми по теме проекта, сценарии праздника могут служить хорошим подспорьем в работе с детьми младшего дошкольного возраста для педагогов других дошкольных организаций. Итогом проектной деятельности стало проведение новогодних утренников, в ходе которых дети получили массу положительных эмоций и впечатлений, приобрели новый социальный опыт празднования Нового года в детском саду, закрепили правила безопасного поведения рядом с новогодней елкой. Проект «Наш любимый детский праздник»- яркий пример интеграционного взаимодействия всех участников образовательных отношений: педагогов, детей, родителей. Реализация проекта осуществлялась в совместной деятельности с детьми с учетом их возрастных особенностей, чувственного опыта, интереса, а так же при активном взаимодействии с родителями воспитанников.

    3.1.  Приобщение детей к русской народной культуре. Открытое мероприятие педагогической мастерской «Широкая Масленица!».                                                                                                                

    В дошкольном возрасте роль эмоций, эмоционального включения и переживания особенно велика. Они создают эмоциональное принятие той или иной социальной ценности, обеспечивая следование ей в жизни, интерес и более полное понимание в последующих возрастах.                                                       Народные праздники являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательной работы в ДОУ и одними из эмоционально-насыщенных событий в жизни воспитанников.                                                         Участие дошкольников в народном празднике создает условия не только для знакомства с элементами национальной культуры (праздниками, обычаями, песнями, припевками, танцами, костюмом), но и для позитивных эмоциональных переживаний, эмоционального включения, собственного непосредственного участия в празднике.                                                                                                                          Так с 16 по 20 февраля 2015 года, в детском саду прошла «Масленичная неделя». Подготовка к развлечению «Широкая Масленица» проходила в оживленной атмосфере праздника, в которой были задействованы все члены педагогической мастерской. В ходе непосредственно образовательной деятельности с детьми были проведены тематические беседы: «Как праздновалась на Руси Масленица», «Что такое Масленица», «Игрища во время прощания с Масленицей», в непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» были выставлены творческие работы по теме недели. Воспитателями средней группы, совместно с музыкальным руководителем был подготовлен сценарий, проведены репетиции хороводов, танцев, игр. Педагоги старшей и подготовительной группы изготовили чучело Масленицы, педагоги второй младшей группы украсили уличную площадку разноцветными  фонариками, плакатами с пословицами и поговорками про Масленицу.                                                                                                         Воспитатель Давыдома М.А., провела открытый мастер-класс для детей, родителей и педагогов ДОУ по изготовлению «Куклы-оберега».                                                                                                                  Масленица — это весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Масленицу все ожидают с большим нетерпением. Это самый весёлый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. Именно такой праздник и состоялся 21 февраля в детском саду, где собрались дети всех возрастных групп, родители и конечно воспитатели наряженные в яркие народные костюмы, с задорным настроем и готовые участвовать в конкурсах, веселиться и веселить других. В этот день коллектив детского сада подарил гостям праздника насыщенную  развлекательно-игровую программу. Скоморохи зазывали всех принять участие в многочисленных подвижных играх и состязаниях. Гости праздника смогли покататься на разноцветной карусели,  помериться силами в перетягивании каната и конечно отведать самые вкусные угощения  блинами.

  4. 20 21 18  23 25 26 27 28 29  30 31 324.1. Итоговое заседание педагогической мастерской по проблеме «Партнерство детей и взрослых».23 апреля состоялось итоговое заседание педагогической мастерской за 2014-2015 учебный год. Руководитель педагогической мастерской Пономарева Г.В. подвела итоги работы творческой группы, по выполнению поставленных задач на текущий год. Отметила, что за время работы педагогической мастерской педагоги ДОУ:- Совершенствовали систему воспитательно-образовательного процесса через стимулирование развития творческого инициативного подхода воспитателей к проблеме партнерства детей и взрослых;- Создали условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала детей, воспитания дружественных чувств, формирования ценностных установок личности ребенка, жизненных приоритетов, направленных на интерес ребенка создавать что-то новое в партнерстве со взрослыми;- Расширили просветительскую работу с родителями.

    Галина Васильевна, предложила считать работу педагогической мастерской за 2014-2015 учебный год по проблеме: «Партнерство детей и взрослых» — удовлетворительной.

     4.2. Старший воспитатель Ситникова И.В. провела консультацию для воспитателей «Развитие у педагогов ДОУ навыков личностно ориентированного взаимодействия».

    Многие современные педагоги, к сожалению, продолжают придерживаться учебно-дисциплинарной модели, используют в основном авторитарные методы и приемы с детьми. Кроме того, они не достаточно открыты для продуктивного общения с родителями воспитанников и коллегами и, как правило, сосредоточены на деятельности внутри учреждения, их внешние контакты сведены к минимуму. Все это затрудняет процесс взаимодействия с участниками педагогического процесса и, как следствие, негативно сказывается на развитии и воспитании дошкольников. Именно поэтому крайне важна методическая работа с педагогами.

    Неслучайно способность конструктивно взаимодействовать- одно из важнейших умений педагога. С учетом этого актуальной в условиях ДОУ остается подготовка педагога, способного эффективно реализовать личностно ориентированную модель взаимодействия с детьми и их родителями, коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами- с учителями школ, сотрудниками других социальных учреждений. Именно такого специалиста можно назвать специалистом нового уровня.

    Основные профессиональные качества, характеризующие педагога нового уровня:

    — проявление активной позиции и устойчивый интерес к общению, построению совместной деятельности с детьми, ориентирование на получение успешных совместных результатов;

    — умение устанавливать с детьми партнерские отношения, основанные на взаимном интересе и уважении;

    — умение выстраивать с родителями воспитанников на основе диалога, проявляя при этом собственную позицию, позитивный настрой и применяя в рамках взаимодействия разнообразные методы, формы работы, в том числе нетрадиционные;

    -стремление к обсуждению с коллегами своего профессионального опыта;

    — умение конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей и администрации ДОУ;

    — готовность к постоянному личностному и профессиональному росту;

    -умение аргументировано отстаивать свою профессиональную точку зрения в общении с родителями детей, коллегами, администрацией ДОУ;

    -открытость к установлению контактов с коллегами;

    -умение создавать соответствующие условия для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами.

    Данные качества служат критериями оценки профессиональной компетенции педагогов ДОУ в области взаимодействия.

    Творческая группа намерена продолжить работу по теме «Партнерство детей и взрослых» в 2015-2016 учебном году.

    Цели и задачи на новый учебный год:

    1. Развивать творческие способности и активизировать личностные ресурсы педагогов;
    2. Разработать и апробировать комплекс методических рекомендаций по проблеме партнерства детей и взрослых;
    3. Создавать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала детей, воспитывать дружественные чувства, формировать ценностные установки личности ребенка, жизненные приоритеты, направленные на интерес ребенка создавать что-то новое в партнерстве со взрослыми;
    4. Повышать профессиональные умения и навыки педагогов, необходимых для организации коллективных форм общения с родителями воспитанников.