Городское методическое объединение
Городское методическое объединение для воспитателей старших групп по теме:
«Использование регионального компонента в условиях реализации вариативной части формируемого участниками образовательного процесса».
Дата проведения: 29 ноября 2017 г.
Место поведения: МБДОУ детский сад № 19 «Малыш» г. Пятигорска
Организованная образовательная деятельность- познавательное развитие «Край синих гор и целебных ключей» с детьми старшей группы «01».
Для участников ГМО педагог высшей квалификационной категории Сухорукова Т.В. показала организованную образовательную деятельность по познавательному развитию «Край синих гор и целебных ключей», старший воспитатель, Фёдорова С.Ю. поделилась опытом работы по теме: «Региональный компонент в работе детского сада».
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине.
Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему свойственна подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств.
29 ноября 2017 года в нашем детском саду №19 «Малыш» прошла открытая организованная образовательная деятельность по познавательному развитию ознакомление с родным городом «Путешествие в край синих гор и целебных ключей» для детей старшего дошкольного возраста. Подготовила и провела мероприятие педагог высшей квалификационной категории Татьяна Валентиновна Сухорукова.
В ходе образовательной деятельности воспитанники ближе познакомились с достопримечательностями родного города посетив фотовыставку «на вершине горы Машук», услышали легенду о символе города — курорта Пятигорск, поправили своё здоровье вдохнув целебный воздух Пятигорья и отведав целебную минеральную воду.
Заслушав и обсудив данную проблему, участники ГМО отметили высокую эффективность использования регионального компонента в работе с дошкольниками в ДОУ. Участники одобрили опыт работы детского сада № 19 «Малыш» и отметили необходимость ведения работы по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет. Поэтому реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования.
_________________________________________________________________________
Городское методическое объединение для воспитателей средних групп по теме:
«Сенсорное развитие — фундамент формирующегося интеллекта младшего дошкольника».
Дата проведения: 19 ноября 2015 г.
Место поведения: МБДОУ детский сад № 19 «Малыш» г. Пятигорска
Открытый показ ННОД «В гостях у Гнома» с детьми средней группы «03».
Конспект ННОД для детей средней группы по теме:«В гостях у Гнома».
Мастер-класс для участников ГМО «Игры с кинетическим песком».
Сообщение на тему: «Сенсорное развитие- фундамент формирующегося интеллекта младшего дошкольника».
Воспитатель средней группы МБДОУ детского сада
№ 19 «Малыш» Бондарь Екатерина Николаевна.
Моя педагогическая деятельность связана с детьми младшего дошкольного возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Именно сенсорное, коммуникативное развитие детей и социализация среди сверстников и взрослых, помогут дошкольникам оптимально развивать все свои лучшие психические способности и навыки.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Дети с большим интересом играют деревянными игрушками, вкладышами, втулками, матрешками. Эти игрушки приятны на ощупь, экологически чистые, действия с ними вызывают у детей положительные эмоции от достигнутого результата.
Игры со шнурами, прищепками, мозаикой, мелким строительным материалом, песком, развивают моторику пальцев рук и способствуют развитию речи дошкольников. Для успешной организации сенсорного развития в группе создана предметно-пространственная развивающая среда, оформлен сенсорный уголок.
Созданы дидактические игры и пособия. Именно дидактические игры, являются ведущей формой сенсорного воспитания. Я подбираю развивающие игры с учётом возраста и интересов детей. Потому что, когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.
Мною были разработаны следующие игры: «Тактильные дорожки», «Занимательные прищепки», «Волшебные колпачки», «Сухой аквариум с фасолью», «Веселые пуговицы», «Укрась коврик», «Песочница» для игр с кинетическим песком.
Каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей.
Дидактический материал я подбираю с учётом следующих принципов: наглядности, доступности, прочности, систематичности и последовательности. Предлагаемые мной игры многофункциональны, красочны, эстетичны и могут быть использованы не только педагогами, работающими с детьми младшего дошкольного возраста, но и родителями.
Родители, это мои основные помощники и партнеры в работе с детьми. Контакт, взаимодействие родителей и детей необходимы для формирования морально-нравственных качеств и социализации ребенка. Для решения поставленной задачи в своей работе я использую такие формы взаимодействия с родителями, как: совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках, игротеку с родителями, что позволяет устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. На игротеку приглашаются родители с детьми, и мы играем!
Очень интересно прошла игротека «Живой песок». Песок- это один из первых объектов неживой природы, с которым знакомится малыш. Находясь в песочнице, он с радостью «печет куличики», строит мосты и замки. Однако это можно делать только в теплые летние деньки. Но, как же хочется играть с песком в любом месте и в любое время года. Это совсем не сложно, если у вас есть кинетический песок. Этот самый песок — одна из самых современных новинок, изобретенных в Швеции. Это 100% безопасный материал, не имеет запаха, не липнет, не оставляет следов. Несмотря на то, что он обладает свойствами влажного песка, он мягкий, сухой и немного прохладный на ощупь. Состав кинетического песка кварцевый песок и безопасный полимер.
Песок является идеальным сенсорным материалом для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения, с помощью него ребенок познает окружающий мир. Сенсорные занятия с таким материалом могут реально помочь детям развивать речь, языковые навыки, это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и партнером по общению. Пусть ребенок станет ведущим, рассказывает, комментирует, задает вопросы. Тренировка внимания, развитие ручек, напрямую влияет на развитие мозга ребенка.
На игротеке, я познакомила мамочек и детей со свойствами кинетического песка, дала практические советы по организации детских игр. Проявляя фантазию, можно разнообразить игры детей с кинетическим песком: взяв формы для печенья, можно организовать игру в кондитера, научить раскатывать тесто, а затем вырезать печенье, если решили поиграть в стройку, подключите к ней экскаваторы, самосвалы. Детям нравятся «секретики»- мелкие игрушки, которые прячут в песок, а потом ищут.
Не менее полезен кинетический песок и для взрослых. Игра с песком способствует расслаблению, снятию стресса, активизации мышления и воображения. Даже непродолжительная разминка рук с кинетическим песком помогает отдохнуть морально, повышает работоспособность и возвращает энтузиазм к работе, дарит новые ощущения и положительные эмоции.
Игротека помогает родителям научиться контактировать со своим ребенком, разучить разнообразные игры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия, лучше увидеть и оценить своего ребенка.
_____________________________________________________________________________________________
18 марта 2015 года на базе МБДОУ детского сада № 19 «Малыш» состоялось городское методическое объединение для воспитателей подготовительных к школе групп по теме «Формирование целостной картины мира».
Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие ребенка: формируются интеллектуальные, личностные качества, закладываются черты будущей личности. Мир, в глазах ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё! У детей зарождается интерес к живой и неживой природе. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать.
Процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира. А формируется он благодаря педагогам и родителям . Мы должны руководствоваться гуманными идеями сохранения мира в котором мы живем, любви и толерантности к окружающим. В нашем детском саду работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка.
Непосредственно образовательная деятельность строится с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенка и направлены на получение знаний об окружающем мире.
Основная задача НОД по формированию целостной картины мира состоит в том, чтобы сформировать представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим миром обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия и представлений.
Педагогический коллектив детского сада уделяет серьезное внимание созданию педагогических условий, ориентированных на повышение качества образования, отбору содержания, методов и форм познавательного развития старших дошкольников. Выбор методов зависит от видов НОД и их основных задач.
С этой целью воспитатели детского сада используют наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказы, стихи, загадки, пословицы и поговорки, экологические сказки, кинофильмы.
В труде и играх дети применяют полученные знания на практике. Чем интереснее НОД, тем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка.
Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности. В организованных взрослыми подвижных, дидактических играх заключены разнообразные знания, предполагаемые умственные действия, которые дети должны освоить. В творческих играх дети отражают свои впечатления об окружающей жизни.
В воспитании малышей дидактическая игра является наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний об окружающем не только природном, но и социальном мире. В дидактических играх познавательные задачи -определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов, соединяются с игровыми.
При проведении НОД по ознакомлению с окружающим миром используются мультимедийные технологии в виде компьютерных программ, компьютерных познавательных игр, слайд-фильмов и презентаций. Такая форма НОД вызывает интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения. А если есть интерес, то возникает желание заниматься.
Наблюдения помогают ребенку получить конкретные знания, и выразить свои мысли словами. Наблюдая, ребенок не только запоминает окружающее, но и получает пояснения взрослых, которые помогают ему понять, что он видит.
Экспериментирование (опытно-исследовательская деятельность) – еще один из методов ознакомления детей с явлениями природы. Оно проводится в увлекательной форме, поддерживает живой интерес у детей. В процессе экспериментирования дети приучаются самостоятельно анализировать явление, находить его причину и делать простейшие выводы. Во время такой деятельности дети становятся участниками «проблемной ситуации». Их первая реакция в этом случае — удивление. Затем удивление переходит в любопытство, а оно в свою очередь – в познавательный интерес.
В работе с дошкольниками по познавательному развитию педагогами детского сада используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь: исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.
Нами проведены развлечения познавательного характера, такие как: «Витаминиада», «Осенний праздник урожая»- являются результатом кропотливой работы по развитию умственных и творческих способностей детей.
В течение года в детском саду проводились экологические мероприятия: «Огород», «Помоги птицам», «Самый красивый участок», участвуя в которых, дети учились бережнее относится к природе, быть внимательными к окружающему миру, устанавливать зависимость благополучия окружающего мира от жизни и деятельности человека.
Развитие познавательного интереса у дошкольников осуществляется при помощи созданной в учреждении развивающей среды. Окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.
В группах выделены зоны для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой.
В детском саду создано «экологическое пространство». Где собраны карты, атласы, макеты фруктов и овощей, календарь природы, материал о временах года, о жизни животных леса, о пользе леса.
Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях (на экране).
Для решения задач данных направлений в детском саду используются следующие формы работы:
- организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
- семейные праздники и развлечения, оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребенка;
- совместный труд родителей, детей, воспитателей.
- родительские собрания, на которых воспитатели подбирают темы интересные и полезные для родителей;
- консультации, семинары – практикумы ;
- работает творческая мастерская по теме «Взаимодействие детей и взрослых», в рамках которой, проведено ряд экскурсий «В музей Боевой славы», «Краеведческий музей»,«Лермонтовский Пятигорск» Современному обществу нужна активная личность. Комплексная работа по развитию познавательного развития у дошкольников способствует качественной подготовке детей к школе , формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они успешны и самодостаточны.