ФГО стандарт | МБДОУ Детский Сад № 19

Образовательные стандарты при использовании ФГОС

О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Приказ № 1403-пр от 31 декабря 2013 г. Об утвеождении плана-графика мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Ставропольском крае на 2014-2016 годы

Приказ № 95-пр от 25 февраля 2014 г. «Об утверждении состава Региональной рабочей группы и положения о Региональной рабочей группе по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Ставропольском крае»

ФГОС ознакомительный материал для родителей (законных представителей)

Дошкольное образование согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» направленно на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Закон вводит федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) для дошкольного образования. Разработчики называют его «стандарт поддержки разнообразия детства». Особое внимание уделено ДОУ как институту социализации. В детских садах ребенок впервые сталкивается с так называемым «общественным» взрослым (воспитателем), с которым ему нужно выстраивать отношения.

Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие детей, а не подготовка к школе.

В зависимости от возраста нужно обеспечить виды деятельности, освоив которые, ребенок будет способен подготовиться к учебной деятельности. Главное, что он подойдет с мотивацией — «хочу учиться», а не бессмысленно будет отличать букву «а» от буквы «б», поскольку это совершенно вне логики дошкольного развития.

Знаковое опосредование, принятие ролевых позиций, развитие воображения, любопытство и любознательность – это ключевые моменты готовности детей к школе. Большое внимание следует уделять развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Социализация ребенка – как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью – в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.

Ребенок по новому стандарту должен развиваться в пяти образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие и в области физического развития. Дети будут заниматься ходьбой и бегом, прыжками и лазаньем. Они будут играть, общаться со взрослыми и сверстниками, исследовать окружающий мир и экспериментировать с ним, слушать произведения фольклора и литературы, конструировать, рисовать, лепить, петь, танцевать, а так же осваивать навыки элементарной трудовой деятельности.

ФГОС учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в учреждении создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Отдельно в стандарте прописано уважение педагогов к их воспитанникам и то, что образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия (п. 1.9. статьи 34 нового закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования образовательная программа дошкольного образования определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения. Готовность ребёнка к школе – это не значит, что он должен уметь считать и писать, а, значит, что он должен быть готов всему этому научиться.

С принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, поэтому потребовался ФГОС с тремя «Т» (т.е. требованиями) к:

  1. структуре образовательной программы дошкольного образования (в том числе соотношению обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
  2. условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (в том числе к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым, материально-техническим, развивающей предметно-пространственной среде);
  3. результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

В закон «Об образовании в Российской Федерации» была внесена норма, запрещающая любые формы аттестации дошкольников. Но с помощью мониторинговых и иных исследований на разных этапах можно будет фиксировать уровень развития ребенка, чтобы педагоги дошкольных учреждений, родители понимали, как работать дальше с детьми. Результаты мониторинга могут быть использованы для оптимизации работы с детьми либо индивидуализации.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.


План по изучению и внедрению ФГОС ДО

Мероприятия Сроки Ответственный
Изучение нормативно-правовых документов по ФГОС ДО Сентябрь — октябрь Старший воспитатель
Создание творческой группы по изучению ФГОС ДО Октябрь Старший воспитатель
Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС Ноябрь Старший воспитатель
Изучение требований к личности педагога по ФГОС ДО Декабрь Старший воспитатель
Требования ФГОС ДО к построению предметно-развивающей среды Январь Старший воспитатель
Требования ФГОС ДОк результатам освоения программы Февраль Старший воспитатель
Создание педагогической копилки «ФГОС ДО» В течение года Старший воспитатель
Разработка методических рекомендаций по планированию воспитательно-образовательной деятельности с учётом ФГОС ДО Май Старший воспитатель
Приобретение программно-методического обеспечения разработанного на основе ФГОС ДО В течение года Старший воспитатель

План-график мероприятий по введению ФГОС дошкольного образования

Мероприятия Сроки Результат Ответственный
Нормативно-правовое обеспечение
Разработка плана графика мероприятий по введению ФГОС дошкольного образования. Издание приказа об утверждении плана-графика мероприятий по введению ФГОС дошкольного образования. Ноябрь 2014 г. План-график мероприятий по введению ФГОС дошкольного образования. Старший воспитатель, педагоги.
Приведение локальной нормативной базы ДОУ в соответствие с ФГОС дошкольного образования. Разработка документов, обеспечивающих условия реализации ФГОС дошкольного образования и достижение планируемых результатов. 2014 г. Локальные акты, обеспечивающие условия реализации ФГОС дошкольного образования и достижение планируемых результатов (решение педагогического совета о введении ФГОС дошкольного образования, внесение изменений и дополнений в устав, приказы, положения). Заведующий
Разработка основной образовательной программы в соответствие с ФГОС дошкольного образования, с учётом примерных образовательных программ ДО. Корректировка основной образовательной программы ДОс учётом базовой оснащённости и развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Февраль — июнь 2014 г. Основная образовательная программа дошкольного образования ДОУ. Старший воспитатель
Мониторинг условий реализации ФГОС дошкольного образования. Февраль — апрель 2014 г. Анализ и создание условий для введения ФГОС дошкольного образования Старший воспитатель
Формирование банка нормативно-правовых актов по введению ФГОС дошкольного образования. Февраль — декабрь 2014 г. Использование в работе банка нормативно-правовых актов федерального, регионального, муниципального уровней по введению ФГОС дошкольного образования. Старший воспитатель
Организационно-управленческое обеспечение введения ФГОС ДО
Обеспечение координации деятельности по введению и реализации ФГОС ДО в ДОУ. Издание приказа о создании рабочей группы по введению и реализации ФГОС ДО в ДОУ. 2014 г. Создание рабочей группы по введению и реализации ФГОС ДО в ДОУ. Сбор информационно-аналитических материалов. Заведующий
Проведение семинаров-практикумов, круглых столов для педагогических работников по вопросам создания условий для введения ФГОС ДО в ДОУ. 2014 г. План информационно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС ДО. Рабочая группа по введению и реализации ФГОС ДО
Создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС ДО. Февраль — декабрь 2014 г. Создание условий для участия педагогических работников в учебно-методических объединениях системы образования г. Пятигорска. Старший воспитатель
Методическое обесечение введения ФГОС ДО
Создание механизмов подготовки, поддержки и сопровождения профессионального роста педагогических кадров в условиях разработки основной образовательной программы ДО ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 2014 г. Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального роста педагогических кадров в условиях введения и реализации ФГОС ДО. Рабочая группа по введению и реализации ФГОС ДО
Использование в работе сборников инструктивно-методических материалов, методических рекомендаций по вопросам введения и реализации ФГОС ДО. Март 2015 г. Использование в работе сборников: оценка готовности ДОУ к введению ФГОС ДО; нормативное обеспечение основной образовательной программы; методические рекомендации по оснащению ДОУ с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей. Заведующий, Старший воспитатель.
Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО
Мониторинг степени готовности педагогических работников ДОУ к введению ФГОС ДО. 2014 г. Выявление степени готовности педагогических работников ДОУ к введению ФГОС ДО. Рабочая группа по введению и реализации ФГОС ДО
Повышение квалификации педагогических работников ДОУ в контексте требований ФГОС ДО. 2014 — 2015 гг. План повышения квалификации педагогических работников ДОУ в контексте требований ФГОС ДО. Старший воспитатель
Участие педагогических работников ДОУ в городских профессиональных объединениях руководящих и педагогических работников ДОУ по вопросам введения ФГОС ДО, разработке основной образовательной программы дошкольного образования. 2014 — 2015 гг. План работы на 2014-2015 учебный год. Старший воспитатель
Использование методических рекомендаций Минобрнауки России по проведению аттестации педагогических работников. Участие в конкурсе образовательных программ. Июль 2015 г. Ноябрь 2015 г. Участие в семинарах по подготовке к аттестации педагогических работников. Участие педагогического коллектива ДОУ в конкурсных мероприятиях. Старший воспитатель
Определение наставников для молодых педагогов ДОУ. Ноябрь 2015 г. Сопровождение молодых педагогов по вопросам реализации ФГОС ДО. Старший воспитатель
Информационное обесечение введения ФГОС ДО
Информирование общественности о введении ФГОС ДО через официальный сайт ДОУ, информационные стенды. 2014 г. Размещение информации на официальном сайте ДОУ, информационных стендах. Заведующий
Проведение родительских собраний с родителями (законными представителями) воспитанников с целью ознакомления с ФГОС ДО. 2014 — 2015 уч.год Протоколы родительских собраний. Заведующий
Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ДО
Составление перечня методических пособий, оборудования, необходимого для введения ФГОС ДО. 2013 — 2014 уч.год Перечень методических пособий, оборудования, необходимого для введения ФГОС ДО. Старший воспитатель
Мониторинг соответствия материально-технического обеспечения ДОУ требованиям ФГОС ДО. 2014 — 2015 гг. Оснащение ДОУ оборудованием, методическими пособиями в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Заведующий
Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ДО
Учет методических рекомендаций Минобрнауки России по реализации полномочий по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Ежегодно Эффективное планирование расходов средств муниципального и регионального бюджетов. Заведующий
Мониторинг финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО. Апрель 2014 г. — апрель 2015 г. Корректировка и выполнение государственных (муниципальных) заданий. Заведующий
Реализация методических рекомендаций Минобрнауки России по оказанию платных образовательных услуг в условиях ФГОС ДО. Июнь 2014 г. Получение лицензии на реализацию дополнительных образовательных программ и предоставление дополнительных образовательных услуг. Заведующий